Министерство образования и науки Республики Бурятия
МОУ Большереченская средняя общеобразовательная школа
Урок в 5 классе
на тему:
Табличная форма
представления
информации
Разработал: учитель информатики
Илькова
Л.А.
Цель урока:
Научить учащихся структурировать
текстовую информацию.
Задачи:
1.
Показать
достоинства и недостатки текстовой формы представления информации;
2.
Дать
представление о таблице как удобной форме структурирования информации;
3.
Привить навыки
заполнения таблицы как в бумажном варианте, так и в электронном;
4.
Развивать умение
печатать текстовую информацию;
5.
Развивать
логическое мышление учащихся;
6.
Расширять
кругозор учащихся.
Урок
изучения новой темы.
Основные понятия:
Ø
Таблица;
Ø
Столбец таблицы;
Ø
Строка таблицы.
Методы обучения:
Ø
Беседа
Ø
Демонстрация
наглядных пособий (презентация);
Ø
Постановка
проблемы;
Ø
Практическая
работа на компьютере;
Ø
Дифференцированное
обучение.
Ø
Самоанализ.
Программное обеспечение:
Microsoft PowerPoint’2003;
Microsoft Office Word’2003;
ABBYY Fine Reader.
План
урока:
1.
Организационный
момент – 1 мин.
2.
Актуализация
проблемы (повторение) – 3 мин.
3.
Анализ текстовой
формы представления информации и табличной (сравнение) – 3 мин.
4.
Новая тема –
структура таблицы - 10 мин.
5.
Практическая
работа – заполнение таблицы – 22 мин.
6.
Закрепление –
тест – 5 мин.
7.
Подведение
итогов, домашнее задание – 1 мин.
Ход
урока.
Здравствуйте,
садитесь. На прошлых уроках мы изучали различные формы представления
информации. На экране представлены три формы представления информации. Назовите
первую. Ученики – текстовая или
символьная. Проверяем (анимация). Вторая? (Ученики – числовая). Проверка. Третья? (графическая). Проверка. Молодцы.
Посмотрите
на экран. Назови форму представления информации (одного ученика спрашиваем). – текстовая.
Можно ли, глядя на эту информацию, быстро ответить на вопросы?
Вопрос:
1.
Сколько учеников
в классе?
2.
Кто в классе
отличник?
3.
По каким
предметам больше всего пятерок?
(Учащиеся
начинают считать). Долго искать ответ? Да.
А
если ту же самую информацию представить в виде таблицы, попробуйте ответить на
те же самые вопросы быстро. Получилось?
Что
мы сейчас сделали? Структурировали информацию.
Если текст представить в виде таблицы, можно
решить даже самые трудные задачи.
Вывод: Таблица – простая и удобная форма
представления информации. (вешаем на доску листочек)
Тема
нашего урока: Табличная форма
представления информации. Запишите в тетрадях число, тему урока.
Каждая
таблица состоит из нескольких блоков. Верхний блок, где пишут название таблицы,
называется Головка таблицы. Блок
слева – Боковик. Блоки внутри таблицы – ячейки. Горизонтальный ряд ячеек - строка.
Вертикальный ряд ячеек –
столбец.
Предлагаю
вам выполнить самостоятельно Задание №1. Карточки лежат у вас на столах.
Напишите названия блоков таблицы на прерывистых линиях. На задание вам дается 2
минуты.
Давайте
проверим. У кого ошибка – 4, у кого 2 ошибки – 3, у кого нет ошибок – 5. У вас
на столе лежит протокол оценок. Он выполнен тоже в форме таблицы. Напишите во
второй строке, первом столбце свою фамилию, и поставьте оценку себе за задание
№1.
Посмотрите
на экран. Какая форма представления информации? (текстовая). Давайте ее вместе структурируем, и создадим таблицу.
На вашем столе лежат карточки с заданием №2. Что видите на них? (таблицу). Из имеющейся информации
заполняем таблицу на листочке.
Теперь
послушайте небольшую информацию. Ученые – психологи разработали деление всех
людей на типы в зависимости от того, какой цвет они предпочитают.
Те,
у кого красный цвет любимый, обладает очень энергичным живым характером. Они
умеют ладить и дружить с людьми, но не умеют контролировать свои эмоции. Такой
человек быстро теряет самообладание и терпение, нет усидчивости. Это может
привести к разочарованиям и неудачам.
Оранжевый
– вы любите приключения, отдых на свежем воздухе, любите рисковать. Вы не
готовы довольствоваться малым, любите все самое лучшее. Благодаря вашей
активности, вы достигнете успеха.
Желтый
– вы можете многое, образование и учеба играют в вашей жизни главную роль. У
вас большой потенциал, хороший интеллект, стремление к карьере в интересующей
вас области.
Зеленый
– исцеляющий цвет. Люди этого цвета всегда помогают окружающим решать проблемы,
добры, отзывчивы, справедливы. Любят о ком-нибудь заботиться.
Голубой
– если у вас плохое настроение – вы не скрываете слез, если хорошее – вы
радуетесь с бурным восторгом. Вашей
жизнью движут эмоции и чувства.
Розовый
– цвет истинных романтиков. Во всех людях вы видите только хорошее, умеете
справляться с трудностями весело и легко, любите трудиться, учиться, узнавать
новое.
Фиолетовый
– серьезные люди, всегда стремятся к совершенству. Ко всем проблемам подходят
спокойно, с расчетом, опираются на разум, а не на чувства.
Белый цвет любят люди внимательные, наблюдательные,
терпеливые и усидчивые. Из них получаются хорошие ученые, исследователи. Но
часто они считают себя выше и лучше других, что может привести к отсутствию
друзей.
Черный
цвет – люди скрытные, замкнутые, стараются не выделяться ничем. Боятся всего
нового, не доверяют окружающим, не умеют рисковать и отдыхать. Но в душе они –
нежное и чувствительное создание, очень ранимый человек.
Похоже
на вас?
А теперь будем учиться заполнять таблицу на компьютере, в специальной программе
для набора текста. На работу вам дается 15 минут. Нужно заполнить таблицу о
цвете и характере людей, его предпочитающих. Вперед!
Для
тех, кто быстро заполнит, есть еще одно дополнительное задание №3.
Ну
вот у нас получились таблицы, мы научились структурировать информацию. Что
такое структурирование информации?
Вывод: Это процесс создания таблицы из
текстовой информации. (листочек
на доску)
Давайте
проверим, как вы усвоили тему нашего урока.
Я
предлагаю вам ответить на вопросы теста. Их всего четыре. К вопросам есть три
варианта ответа. В тетрадях вы пишете букву, под которой стоит правильный
ответ. Начали.
Правильные
ответы – все С. Если у вас нет ошибок – 5, одна ошибка – 4, две ошибки – 3
больше – 2. Поставьте оценку в протокол в столбце «Тест».
Наш
урок подходит к концу. Ответьте на вопрос, создавать и заполнять таблицы легко?
Быстро? (листочек на доску). Посмотрите, сколько выводов для себя мы сделали за
урок. Прочитай их еще раз, пожалуйста. Это – итог нашей работы на уроке.
Я бы хотела, чтобы вы оценили вашу работу на
уроке в целом, сами хорошо подумайте и поставьте себе оценку. Она должна
складываться из оценок за 2 задания и оценки за практическую работу. Если у вас
все получилось в практической работе, смело ставьте 5. Если что-то вы не
сделали, не поняли – тогда 4. Ну а если вы вообще ничего не поняли – 3 или 2.
А
теперь запишите домашнее задание.
|